***
©2002-2006
Kolos
Corp.
E-mail
|
Астральная символика прародины ариев
(иллюстрации к статье будут выложены
позднее)
© Ю.А.Шилов, академик
РПА и УАОИ
Общественный интерес к арийской проблеме возник
в конце XVIII века - когда английские учёные, вчитавшись в священные
книги Индии, обнаружили там близость к европейским языкам и свидетельства
о племенах ариев, пришедших в Пенджаб откуда-то с запада примерно
в середине II тысячелетия до нашей эры. Указания на снежные зимы,
янтарь и берёзы прародины этих племён исследователи увязали поначалу
с Прибалтикой, - однако такое есть и в низовьях Днепра. Именно к
данному региону начали всё чаще обращаться взоры мирового ариеведения
с начала 20-х годов текущего столетия. И вот трудами языковедов
и археологов - англичанина Г. Чайлда, поляка К. Сулимирского, австрийца
П. Кречмера, болгарина В. Георгиева, украинца В. Даниленко, американки
М. Гимбутас, россиян О. Н. Трубачёва и В. А. Сафронова - было установлено,
что прародина древнейших ариев IV-III тыс. до н. э. находилась в
Степном Поднепровьи. (С конца III тыс. до н. э. ареал распространения
стал резко расширяться, и ко времени частичного переселения в Индию
арийские племена обитали уже от Балкан до Алтая и от Прибалтики
до Закавказья; образовались мощные центры в Прикубаньи, у озера
Севан, в Южном Зауралье и др.) История проблемы и её основное решение
подытожены в монографии Ю. А. Шилова «Прародина ариев» (Киев, 1995).
С позиции вышесказанного можно разобраться теперь
в астральных символах и представлениях ариев. Эти немаловажные
вопросы давно уже волнуют не только астрологов и оккультистов, но
также политиков и культурологов.
Прежде всего необходимо отметить, что вопреки
расхожим представлениям, арии не были самым первым из цивилизованных
народов Европы. В ней, да и во всём мире, древнейшую цивилизацию
сотворили аратты.
Аратта - из которой выводил себя Шумер и которая
впоследствии вошла в состав формирующейся Руси, а в Индии существует
поныне - зародилось около 6200 г. до н. э. в Малой Азии, на прародине
так называемой индоевропейской языковой общности. Вскоре центр этого
государства переместился в низовья Дуная, а с конца V тыс. до н.
э. - в Днестро-Днепровское междуречье. Аратта представляла собой
систему уров (по-шумерски; по-гречески, полисов): городов, каждый
из которых был окружён сёлами, возделываемыми полями и освоенными
угодьями, а также имел одно или несколько святилищ-обсерваторий.
Последние представляли собой площадки, окружённые разомкнутыми рвами
и валами, а также столбовыми визирами для наблюдений за восходами
и закатами небесных светил. Такие сооружения располагались обычно
«на лысых горах», удобных для календарно-астрономических наблюдений.
Возникли они в Подунавьи, к началу III тыс. распространились до
британского Стоунхенджа, а тысячелетие спустя - до зауральского
Аркаима. Пояс святилищ-обсерваторий маркировал северную границу
тогдашнего земледелия и являлся как бы хребтом индоевропейских народов,
поддерживая (усилиями жрецов-правителей, интеллектуальной элиты
своего времени) их субэтническое единство в хозяйстве, общественных
отношениях, обрядах, языках и т. д.
Арии стали одним из индоевропейских народов. Начало
их формирования обнаружено в верховьях Днепровских Порогов, немного
ниже современного Кременчуга. У села Дереивка на правом берегу исследовано
одно из поселений древнейших коневодов, а на левом - в устье Псла
- раскопано 8 их же курганных святилищ. Мифоритуалы которых показали
исследователям зарождение арийских Вед - священных книг, сохранившихся
в Индии. Важно, что на обоих памятниках прослежено воздействие араттской
культуры, стимулировавшей образование общности арийских племён.
Аратта была земледельческим, прежде всего, государством,
климатические условия которого требовали развитой календарно-астрономической
службы. Её святилища-обсерватории были ориентированы, в основном,
на Луну в периоды равноденствий и солнцестояний. Такие же ориентиры
прослеживаются в направлениях улиц и городских ворот. Замечено,
что в концентрическую планировку городов и селений закладывалась
символика дневного или ночного светила вкупе с символикой трёхсезонного
года и трёхчастного мироздания; обнаружены также фигуры вселенского
змия и стопы Вишну - тремя своими шагами сотворяющего пространство
Вселенной и раскручивающего при этом колесо её годовых циклов...
Соответствующие изображения распространились на прекрасной керамике
дунайско-днепровской Аратты (условно именуемой археологами «кукутеньско-трипольской
культурой»). Астральная символика и мифология этих изображений рассмотрены
в монографиях В. Н. Даниленко «Космогония первобытного общества»
(К., 1965 и 1997) и Б. А. Рыбакова «Язычество древних славян» (М.,
1981).
Сформировавшись вдоль степной границы Аратты под
воздействием её жрецов-правителей брахманов, Ариан воспринял многое
из мудрости своей высокоразвитой соседки; в том числе и астральную
символику. Рассмотрим, как она изначально появилась, что означала,
и как развивалась на прародине ариев два тысячелетия: между серединами
IV-II тыс. до н. э.
Первые арийские святилища из устья Псла напоминают
обсерватории араттов: дуговидные рвы и культовые ямы с лунными ориентирами
располагались на концах высоких надпойменных мысов. Однако скотоводы
не нуждались в столь точных календарно-астрономических наблюдениях,
как земледельцы. К тому же брахманов-миссионеров Аратты волновало,
главным образом, не поднятие культурного уровня своих беспокойных
соседей, а управление ментальностью этих кочевых племён: удерживание
их от набегов на араттские поля и селения, обеспечение безопасности
группкам паломников на путях из Поднепровья в Подунавье и Месопотамию.
Поэтому жрецы направили основные усилия не на календарные, а на
психологические аспекты арийских святилищ.
Их рвам и ямам был придан мифоритуал ведического
змия Вритры, охраняющего зародыш новогоднего мироздания Валу. Основные
обряды приурочивались к весеннему равноденствию, однако вышеуказанный
сюжет отражал (по Кёйперу - Шилову) извлечённый из подсознания архетип
зачатия: соединение сперматозоида и яйцеклетки. Таким образом, Новый
год оказался глубочайшим образом сопряжён с представлениями о космогонии
человекоподобной Вселенной. Которую ведический «Гимн Пуруше» (Мужчине)
представляет в виде жертвенного человека, чьё бренное тело преобразуется
богами в Сияние-«Вирадж» - в энергетическое Поле, чья женская сущность
равновелика Вселенной.
Важно, что за означенной переакцентацией святилищ
Аратты применительно к контролировавшемуся ею Ариану скрывались
не только политико-экономические устремления, не только ментально-идеологические
расчёты, но и перенос акцента с астрометрических на астрофизические
особенности святилищ-обсерваторий. Особенности второго рода обнаруживаются
в выборе жрецами мест для курганов, условно названных впоследствии
украинцами Цегельней и Кормилицей. Их изначальные святилища располагались
не просто на концах мысов, но на концах, пересекаемых кольцами выходов
мантийных каналов - гравитационных потоков, связующих земное ядро
с Солнцем и другими космическими телами. Эти пересечения хорошо
видны на современных аэрофотоснимках, а на местности - по кольцевым
скоплениям грибов и различиям трав. Что же касается некоего овладения
местными брахманами взаимосвязей вещества-и-поля (Пуруши - Вирадж),
то оно отразилось в Кормилице в сочетании человеческого жертвоприношения
и своеобразной «скинии Завета» при нём.
«Скиния» или алтарь в центре змеевидного рва представляла
собой яму с остатками жертвоприношения, перекрытую тремя гранитными
плитами - в промежутках между которыми периодически воздвигалось
две человекоподобные стелы с признаками бога-творца Вишну и героя-змиеборца
Индры. Эта пара из «Всеобъемлющего» и «Яйца» дуальна по отношению
к преобразуемой ими паре из «Вместилища»-Валы и «Преграды»-Вритры.
Соответствующий новогодний мифоритуал обыгрывает убийство Индрой
змия Вритры и раскалывание героем, с помощью своей фаллической палицы
и бога Вишну, зародыша Валы. В календарном аспекте - это весеннее
вскрытие рек ото льда, явление тёплого солнца, выгон на пастбища
скота и т. п. В архетипическом же аспекте - это слияние сперматозоида
и яйцеклетки, зарождение эмбриона.
Последнему в близлежащем кургане Цегельня выразительно
соответствует трансформация Вритры в йогическую змею Кундалини,
порождающую вены Иду и Пингалу. Это выглядит так: на смену змеевидного
святилища (Вритре) приходит змеевидная насыпь (Кундалини) над вытянутым
погребением, а ей на смену - досыпка над эмбрионально скорченным
захоронением, окружённым рвом в виде двух змей (Пингалы и Иды),
между головами которых установлен был жертвенный столб.
Закономерно, что после отработки архетипов зачатия
и формирования эмбриона аратто-арийские брахманы занялись архетипами
рождения и возрождения. На этих этапах досыпкам Цегельни стали придавать
конфигурацию беременной Матар-сура-Притхиви («Матери-сырой-Земли»),
долженствующей воскрешать эмбрионально скорченных покойников. В
какой-то мере справляясь с полями, брахманы открыли, по-видимому,
способы комфортного хранения биополей (душ) почивших - что воплотилось
в наделениях позднейших, продолговатых фигур Матери-Земли признаками
«туннеля Бессмертия» (см. книгу врача-реаниматора Р. Моуди «Жизнь
после жизни»)...
Итак, на конкретных примерах мы рассмотрели истоки и специфику астральных
представлений ариев. Можно констатировать, что их - привнесенные
из Аратты - астрология и оккультизм имели под собой не только религиозные,
но и научные основания; впрочем, они тогда ещё не поляризовались
и были слитны также с проявлениями философии, искусства, др.
Перейдём теперь к основной теме нашей статьи: к рассмотрению астральной
символики нижнеднепровской прародины ариев.
Помимо дуговидных и кольцевых ровиков да матрёшкоподобных стел и
досыпок в рассмотренных и многих других аратто-арийских курганах
есть ещё изображения на посуде, украшениях, оружии. В курганах из
устья Псла обнаружены горшки, украшенные вокруг венчика насечками,
зигзагами и треугольниками. Для древнейших из них (4 однотипных
сосуда со следами периодического «кормления змия» из основы Цегельни)
заметно календарное изменение орнаментики и отражение в ней того
ультразвукового диапазона биополей, который обнаружен геофизиками
Р. С. Фурдуем и Ю. М. Швайдаком («Прелесть тайны». - К., 1989) в
орнаментике и конструкциях дольменных гробниц Кавказа. Подобная
керамика характерна и для лежащего на противоположном берегу Днепра
поселения у Дереивки. Однако здесь найдены и фрагменты керамики,
а также подражания статуэткам Аратты. Одна из таких статуэток (возможно,
воплощавшая Вирадж) украшена изображением нагрудной перевязи в виде
косого креста - который, наряду с прямым, представлен и на посуде.
Солярно-годовая, а вместе с тем и «предшествующая рождению» (см.
выше об архетипах зачатия и эмбриона) семантика крестов обнаруживается
в ведическом указании на четырёхчастное раскалывание Валы фаллической
палицей Индры. Отсюда вполне выводима воистину божественная сущность
православных, ещё дохристианских крестов - и прямого, и косого (Андрея,
производного от Индры). Эти два вида родственных знаков получают
затем широчайшее распространение именно из арийской культуры; для
араттской более характерны лунарно-солярные дуги и круги («нимбы»
и т. п.)... Рассмотрим несколько показательных примеров исконной
семантики крестов.
В могильнике у Мариуполя при вытянутых погребённых - культурно-хронологически
сопоставимых с захоронениями в первичных насыпях Цегельни и Кормилицы
- найдены булавы, рукояти которых были приставлены к тазу, а каменные
крестообразные навершия расположены у правого плеча. Ясно, что булавы
наделили фаллически-солярной символикой, но трудно решить теперь,
какой именно крест подразумевался в навершиях: прямой, косой или
же их совокупность. Более однозначна трактовка правого глаза головки
орла, в виде которой было изготовлено костяное навершие скипетра
погребённого на вершине кургана у Григориополя (на Днестре). Глаз
обозначили медными гвоздиками, придав ему очертания ромба или прямого
креста - символа верховного, дневного Солнца.
Подобная символика обнаруживается в «Гроте быка» Каменной Могилы
(в пойме Молочной, вдоль левого берега Днепра). Здесь крестообразная
фигура жреца с раскинутыми руками соотносится с крестообразной же
композицией из двух пар быков и волов - символом новогоднего состояния
сезонов, развёрнутых затем жрецом в чреду из четырёх рогатых
животных во главе с «быко-слоном» (рис.1). Подобный бык-Телец изображён
на одной из плит кромлеха-обсерватории из основы кургана в Великой
Александровке (райцентр на Херсонщине, междуречье Ингульца и Днепра).
Изображённые перед ним две собаки-Пса, преследующие вепря-Скорпиона,
образуют композицию в виде прямого креста или горизонтального ромба.
Обращённый на юг визир этой обсерватории наиболее приспособлен для
наблюдений за кульминациями звёзд и отражает, вместе с указанными
изображениями, солнечный зодиак начала III тыс. до н. э. в ночь
летнего солнцестояния.
Одно из выразительнейших проявлений семантики
прямого креста обнаружено на костяном навершии шаманской колотушки
из кургана у села Соколово (на Днепропетровщине, Орельско-Самарское
междуречье). На одной стороне изделия наколами изображён отвернувшийся
спиною к зрителям шаман с бубном в правой и колотушкой в левой руке
(рис.2). Эта фигурка напоминает жреца из «Грота быка». Под бубном
изображена ромбическая композиция из четырёх крестов, верхний из
которых образован четырьмя наколами и расположен горизонтально,
а три других - равносторонни и образованы пятью наколами. Обыгран,
очевидно, 18,6-летний метонов цикл схождений солнечного и лунного
календарей, используемый также для расчёта затмений. С протяжённостью
данного цикла связано изображение неких космических странствий правее
шамана; в лабиринтоподобной композиции угадываются якореобразная
фигура верховной Праматери, обращённый к нижнему миру Пёс, какие-то
трансформации названных крестов. Которые преобразуются затем в астрального
женоподобного двойника («Вирадж») шамана («Пуруши»). В основе
изображения Вирадж - те же 4 креста. Но теперь верхний стал нижним,
вертикальным и как бы отторгнутым от фигуры (брошенный жезл-колотушка,
олицетворяющий несчастливые 3,6 года метонова цикла?). Саму фигуру
«Сияния», составленную из 2+1 крестов, можно уподобить Святой Троице
- несомненно солнечной, небесной и светлой...
Перейдём к рассмотрению семантики косого креста.
В «Гроте быка», например, он открывает 7+5(?)-частный
цикл, месяцы(?) которого обозначены разнообразными треугольниками
(рис.1). Этот календарь был нанесен на карниз грота спустя несколько
столетий после того, как потолок заняли вышерассмотренной композицией.
То обстоятельство, что впереди косого креста изобразили пару коней
(арийских Ашвинов, божеств новогодних заката и рассвета) и следующего
за ними вепря-Скорпиона, указывает не на небесно-дневную, а на потусторонне-ночную
семантику данного календаря. Его мифоритуал был направлен, очевидно,
на преодоление зимы, ночи и подземелья - что подтверждается изображением
под календарём пашущего перевёрнутым плугом Тельца, идущего в противоположную
Ашвинам сторону; шествие замыкают опрокинутые люди или растения...
Косой крест, таким образом, - это потустороннее Солнце. Следуя ночью-зимой
под землёй, оно стимулирует корни растений, жизнеспособность погребённых
и проч.
Косой крест положен в основу композиции и главного
изображения на стеле из аратто-арийского кургана у села Усатово
возле Одессы (рис.3). Таким крестом обозначено туловище Дьявы, известного
в Ведах и как Дьяус-Притхиви - «Небо-Земля». Женская ипостась туловища
обозначена лоном, а устремлённость вверх указана птичьими лапами
вместо рук божества. Рогатая же голова с серпиком молодого Месяца
во лбу и с горизонтальным косым крестом или двулезвийным топором
над рогами - символ новогоднего Неба-Тельца в весенней (невидимой,
потусторонней) его кульминации. Над правым плечом Дьявы - древнейший,
уходящий в ледниковую эпоху зодиак в виде пары оленей; три коня
символизируют сезоны тоже весьма архаического года, лето в котором
не выделялось.
Косые кресты нередко изображались в каменных гробницах
брахманов и их близких. Показательно такое изображение - на внутренней
стороне западной стены с имитацией двери - гробницы из кургана у
села Софиевка (возле Каховки). Подобно зигзагам и треугольникам
на остальных стенках, это тоже было нанесено красной охрой. Связь
косого креста с потусторонним Солнцем в данном случае несомненна.
Кресты двух рассмотренных типов, как уже отмечалось,
бытовали также в Аратте. Там же появились и свастики - как модификации
крестов, вписанных в круг. Различным образом его размыкая, можно
получить право-, лево-, а также дву-стороннюю и другие свастики
с различной символикой: движущегося летне-небесного или зимне-потустороннего,
а также самодостаточного и прочего Солнца. Свастика из креста в
разомкнутом квадрате появилась позже.
Немногочисленные свастики нижнеднепровского Ариана
были поначалу невыразительны. Они сопрягались с кульминациями важнейших
мифоритуалов.
Особенно заметно это в неоднократно рассматривавшемся
уже «Гроте быка» (рис.1). Двусторонняя свастика присутствует здесь
в крестообразной композиции из быков и волов, а невыразительная
односторонняя помещена между фигурами возносящегося жреца и поверженного
у его ног волка, воплощения потустороннего зла. У выхода из грота
изображена сцена самопожертвования арийского Спасителя Гандхарвы
(см. книгу Ю.А.Шилова «Гандхарва - арийский Спаситель». - М., 1997).
Этот героический всадник изображён лежащим у подножия человекоподобного
идола (рис.4) божественного «Отца существ» Праджапати. Слева от
которого - ёлочкообразный календарь с указанием летнего солнцестояния,
а справа - «Сияние»-Вирадж, в образе которой должен воскреснуть
Гандхарва-«Кентавр». Семантика неполной сложной свастики, помещённой
здесь под посохом и непроявленным ликом Вирадж, не сводима ни к
небесному, ни к потустороннему Солнцу; она близка, по-видимому,
к семантике 3+1 крестов на шаманской колотушке из Соколово...
Наряду с простыми зигзагами и треугольниками,
дугами и кругами, крестами и свастиками в Ариане с рубежа III-II
тыс. до н. э. широко распространились их разнообразные композиции.
Примерами таких композиций могут служить сосуды из вышеупомянутого
кургана возле Софиевки, один из погребальных комплексов Высокой
Могилы (неподалёку от упоминавшегося выше Великоалександровского
кургана), изображения на магическом инструменте из кургана у села
Баштановка (Буго-Днепровское междуречье).
В древнейшем, XXIII в. до н. э., из этих трёх
погребений при останках ребёнка найдено два сосудика - в виде груди
и яйцевидный. Первый был украшен зигзагом под венчиком. А на втором
отражён один из ранних 12-частных солнечных зодиаков с подразделением
на 7 и 5 месяцев благоприятного и неблагоприятного полугодий (рис.5).
Эти периоды изображены двумя зигзагами. Верхний из них тщательно
выполнен в виде сияющей 7-лучевой звезды, над одной стороной которой
стоит журавль или т. п., а над противоположной лежит нечто подобное
яйцу. Нижний зигзаг выполнен весьма небрежно и разомкнут возле изображения
птицы. А рогатый кружочек на донце, в центре композиции, можно считать
символом потустороннего (зимне-весеннего) Тельца.
Погребение из Высокой Могилы содержало останки
старика, уложенного в яму с символикой косого креста в круге (рис.6),
т. е. потустороннего Солнца - которое арии именовали Савитаром.
Магическая 7-колёсая повозка над погребённым означала его небесный
переезд (вспомним странствия шамана на колотушке из кургана у Соколово!)
от смерти-зимы к весне-воскресению. Это вытекает из совпадений направления
колёс относительно головы покойника с весенне-летними ориентирами
7-ми из 12-ти звёздных визиров-дорог, проторенных в степь до горизонта
от досыпки над могилой «колесничего». Сверху досыпка имела вид широкого
овала с округлой площадкой на вершине и алтарём в её центре; данный
комплекс можно считать символом Вселенского Ока. Конкретизация данного
образа заключена не только в вышеупомянутых лучеобразных дорогах,
количество и ориентации которых отвечают месяцам года, но также
в символике Сурьи - небесного Солнца, обозначенного в строении досыпки
чернозёмным крестом, вписанным в овал из жёлтой глины. Поскольку
отростки креста совпадают с основными направлениями света, то его
можно считать прямым... Угловые расстояния между лучами-дорогами
указывают на нерегулярность этого солнечного зодиака - фиксировавшего
не равные месяцы, а сроки важных сельскохозяйственных работ. Такой
календарь был принят у закавказских хурритов, которые совместно
с ариями учредили государство Митанни.
Позднейшее из трёх рассматриваемых сейчас погребений,
у Баштановки, содержало не повозку, а её магический символ - состоявший
из моделей цельной костяной двуколки и двучастного бронзового диска.
Выпуклые бляхи имели по отверстию в центре точечно выбитого косого
креста в круге. В промежутках между отростками креста одной из блях
кругами, овалами и 8-образными фигурками был передан какой-то солярный
миф. На другой бляхе это был четырежды повторенный Т-образный знак,
образовавший двустороннюю свастику - которую можно трактовать как
круговорот Небесной Бадьи, снимающий противоречия между бытием-и-небытием...
Усложнение календарно-астральной символики у ариев
конца III тыс. до н. э. совпало с повсеместной сменой лунных календарей
солнечными. Прослеживается также преобразование идеи воскресения
покойников в идею потустороннего их существования. То и другое сопрягалось
с доминированием образа Матери-Земли (сначала - в виде матрёшкообразных
насыпей и досыпок, затем - преимущественно в виде катакомбных могил
с имитацией гениталий) - хотя строились курганы и с символикой Солнца,
Луны, Тельца. Затем этот образ сменился «туннелем Бессмертия».
Указанная смена представлений о взаимосвязях бытия-небытия
была сопряжена с реминисцентной вспышкой «после-трипольской» Аратты,
условно именуемой «ингульской археологической культурой». Она характерна
для Буго-Донского междуречья XX-XVII веков до н. э. Ей свойственны
катакомбы особых округлых очертаний, содержащие вытянутых покойников
и обилие разнообразно орнаментированного инвентаря: керамической
и другой посуды, бронзовых бляшек, игральных костей, топоров и булав.
За всем этим проступила вдруг не так арийская, как прагреческая
мифология с довольно отчётливым разграничением на рубеже XVIII-XVII
столетий образов архаического Аполлона и его возникающего брата
Диониса.
Известно, что возникновение «Бога нашего» Диониса
обусловилось сменой главенства в зодиаке Тельца на Овна. Это при
том, что первый из них господствовал между 4400 - 1700 годами до
н. э. и за этот многовековой период под него были наработаны мифы,
культы, божественная иерархия и грандиозные храмы; теперь же вследствие
прецессии и прочей небесной механики бык-Телец должен был уступить
главенство Овну-барану! В поисках выхода из такой несуразицы, жрецы
разработали мифоритуал «умирающего и воскресающего Тельца», воплощение
которого прагреки (часть араттов, преобразовавшихся в процессе морских
и сухопутных странствий в лелегов - пелазгов - ахейцев) нарекли
Дионисом.
Греки считали, что оргиистический культ «Бога
нашего» пришёл к ним с севера; действительно, возникновение его
прослежено археологами в низовьях Днепра. Непременными атрибутами
дионисийского культа были некие подземелья, раздирание плоти, маски,
жезлы, сосуды с вином и т. п. - что и наблюдается в катакомбных
могилах ингульской культуры указанного рубежа столетий. Датировки
захоронений уточняются своеобразными полусферическими чашами-секстантами
- рогатые «тельцовые» ручки которых коррелируются с 6-частными календарями
благоприятных полугодий, сменяющимися после 1700 г. до н. э. глазчатыми
«овенскими» ручками-визирами и 7-частной календарной символикой
(рис.7).
Основная идея погребального обряда, пришедшая
было у ариев к установке на загробное существование, как бы возвращается
у прагреков к установке на воскресение покойников из потустороннего
мира. Но воскресение пращуров отрывается от общечеловеческой архетипическо-полевой
первоосновы, выводится из-под заботы живущих и становится теперь
делом самих умерших. При захоронениях им отчленяют головы, которые
рассматриваются как залог в борьбе с потусторонними силами; покойник,
отыгравший у них свою голову, получает возможность воскреснуть в
своей индивидуальности... Таковы особенности открывшегося «туннеля
Бессмертия» - моделировавшегося узкими лазами из подземелий во входные
ямы, закрыванием этих лазов известняковыми плитами (у последующих
греков - «Белой скалой» Левкадой у выхода из «Непроглядного» пещероподобного
Аида, а также мраморными надгробиями) и т. п. Помимо фаллических
булав, «громовых» топоров, копий, стрел и кинжалов, в качестве лучшего
оружия для борьбы с потусторонними силами рассматривались упомянутые
выше игральные кости, бляхи, посуда - вернее, их календарно-числовые
шарады, обозначенные всевозможными орнаментами.
В орнаментике керамики и проч. наблюдается некоторый
возврат к излюбленным араттами кругам, спиралям и дугам; широко
распространяются 6-7-8-лучевые звёзды со значением благоприятного
полугодия солнечно-зодиакального, а также «майского» календарей;
бытуют солярные кресты и ромбы; свастик практически нет. Принципиально
новым становится змеевидный меандр - в котором отражаются Млечный
Путь и «туннель Бессмертия». Прослеживается формирование специфического
11-месячного «аттического» календаря (см. в книге А.Ф.Лосева «Античная
мифология». - М., 1956 и след.).
Ингульская археологическая культура - отразившая
формирование северной, отпочковавшейся от Аратты, ветви прагреческого
этноса - ознаменовала существенный раскол в мировоззрениях былой
индо-европейской общности. Часть её изначальной культуры немного
погодя была перенесена арийскими переселенцами в Индию, большая
часть осталась в северопричерноморской Аратте-Арте-Арсании и вошла
в этногенез славян; что же касается последующей греко-европейской
культуры, то своим резким переходом к архетипу «Туннеля» она в значительной
мере порвала с более глубокими, ранее наработанными архерипами зачатия,
формирования эмбриона и рождения-возрождения. Эта культура отошла
от образно-интуитивного мировосприятия и принялась усилено формировать
логико-аналитическое мировосприятие; немаловажную роль сыграла здесь
разработка солнечно-зодиакального календаря и соответствующие усложнения
астральной символики, астрологические и другие оккультные спекуляции...
Но вернёмся к основной нашей теме: к астральной
символике ариев.
В XVII в. до н. э. наблюдается отток ингульско-прагреческой
культуры в Закавказье и на Балканы; некоторая часть её потомков
оказалась, по-видимому, в районе зауральского Аркаима. В этих миграциях,
маршруты которых намечались ещё с XXIV в. до н. э., складываются
представления о «Сверхсеверной» прародине Гиперборее - археологически
и проч. обнаруживаемой в низовьях Днепра, но включившей также сведения
о вышеуказанной лесостепной системе святилищ-обсерваторий и опыт
её жрецов, проникавших даже в Приполярье.
Что же касается основной массы ариев, до середины
II тыс. до н. э. - да и позже, до конца античного времени - остававшихся
на своей Нижнеднепровской прародине, то после угасания здесь ингульской
культуры они пережили ещё один подъём (перешедший в XIV в. до н.
э. в киммерийскую стадию развития поздних ариев). Этот подъём характеризуется
досыпанием прежних и строительством новых курганов - причём уже
не округлых, а преимущественно длинных очертаний. В этих весьма
выразительных «туннелях Бессмертия» наблюдается не только дальнейшее
развитие утверждённого прагреками архетипа, но и возврат к исконной
установке «воскрешения» покойников посредством сложных общинных
ритуалов: покойников снова хоронят в эмбриональной позе, погребальный
инвентарь обедняется, распространяются трупосожжения.
В это время курганам Цегельня и Кормилица, с которых
мы начали анализ астральной символики ариев, были приданы 8-образные
очертания - развитые тут из образа Матери-сырой-Земли. При этом
её грудям во втором из курганов была придана символика Небесной
Бадьи в двух основных положениях: черпающей (при помощи пращуров)
жизненные силы из потустороннего мира и изливающей их (посредством
богов) из поднебесья во благо живущим. Такие положения были воплощены
в двух культовых воронках с кострами, причём первое сопровождалось
жертвоприношением богам: грудинкой крупного животного и обломком
неорнаментированного горшка. Подобные обломки на вершине Цегельни
были украшены зигзагами и треугольниками с невыразительной символикой.
То же самое можно сказать и о других длинных курганах
Нижнего Поднепровья XVI-XIV веков до н. э. В древнейших из них встречается
иногда и сложно орнаментированная календарями керамика, в которой
обнаруживаются ингульские реминисценции. Эта орнаментика обнаруживает
письмена (появившиеся, впрочем, в подземельях Каменной Могилы не
позже VII тыс. до н. э.) и отличается большой небрежностью, что
можно объяснить экстазным состоянием её исполнителей - подвергавшихся,
быть может, огневым и другим испытаниям. Несколько позже распространяются
изображения косых и прямых крестов, а также право- и левосторонних
свастик с солярно-календарной символикой; однако таких сосудов немного.
Среди длинных курганов выявлены фаллические, змее-
и птицевидные, посохообразные и с явной астральной символикой. Из
последних наиболее примечательны построенный в то время курган у
Малой Белозерки (на Запорожчине) и верхняя досыпка упоминавшейся
уже Высокой Могилы. Оба сооружения символизировали Солнце и Луну,
соединённые Млечным Путём. Последний был представлен парами параллельных
рвов и валом между ними; Луна - серповидными конструкциями из желтоватой
глины, а Солнце - крестообразной конструкцией в первом и концентрически-круговой
во втором случае. В очертаниях Малобелозерского кургана угадывается
вселенский змий-вседержитель Шеша, обращённый головой к восходу
летнего солнцестояния. Солнцеподобная сторона Высокой Могилы была
обращена к закату того же периода; здесь обнаружены соответствия
«Свадебному гимну» Риг-Веды, повествующему о встречной поездке Сурьи-невесты
и жениха-Сомы по Млечному Пути. Так что «туннель Бессмертия» последнего
из рассмотренных нами курганов воистину сопрягался со «светом Любви»,
который открывается умирающим или впадающим в клиническую смерть...
В заключение отметим, что астральная символика
ариев доныне хранится на их Нижнеднепровской прародине. Хранение
её завещано «(б)рахманами - пращурами, лучшими из когда-либо живших
людей. Перед тем как переселиться за Синее море, завещали рахманы
расписывать на Великдень яйца и бросать скорлупки съеденных яиц
в Днепр и другие реки, впадающие в море. Выносит оно ту скорлупу
на противоположный берег, собирают её там рахманы - и лепят огромное
Яйце-райце; тогда наступает Рахманский Великдень, который празднуется
через 25 дней после обычного».
В этой легенде говорится о частичном переселении
араттов(-лелегов-пелазгов) на малоазийское побережье Чёрного моря
- однако на новой, индийской родине ариев доныне сохраняется учение
о Дне Брахмы, родственное Рахманскому Великдню украинцев. Среди
традиционных великденьских яиц-писанок Украины немало именно с арийской
символикой (рис.8), истоки которой хорошо прослеживаются в рассмотренных
нами и многих других курганах...
Рис.1. Календарные изображения в «Гроте быка»
Каменной Могилы. IV-III тыс. до н. э.
Рис.2. Рисунок на шаманской колотушке из кургана у с. Соколово.
III тыс. до н. э.
Рис.3. Изображение Дьявы в календарном окружении на стеле из кургана
у с. Усатово. III тыс. до н. э.
Рис.4. Жертва героя-всадника Гандхарвы у подножия идола бога Праджапати,
слева от которого - календарь, а справа - символы Вирадж. «Грот
быка», середина III тыс. до н. э.
Рис.5. Солнечно-зодиакальный календарь на сосуде из кургана у с.
Софиевка. XXIII в. до н. э.
Рис.6. Символика солнечных божеств Савитара и Сурьи в обустройстве
погребения и досыпки Высокой Могилы. Вверху - изображения небесных
повозок и колесниц из Каменной Могилы. XXIII - XV века до н. э.
Рис.7. Чаши-секстанты с символикой Тельца и Овна (справа вверху).
Внизу - аполлоническо-дионисийское святилище неподалёку от Каменной
Могилы. XVIII - XVII века до н. э.
Рис.8. Великденьские писанки Украины с астральной символикой ариев.
XIX - XX века.
<<<Back |